Как УК проводит отключение воды за неуплату и законно ли это?

Пользуясь коммунальными услугами, граждане обязаны своевременно оплачивать счета. За долги управляющей компании (УК) жильцы могут лишиться предоставления ЖКУ. Поводом для отключения может быть не только отказ от погашения задолженности, но и частичная оплата на протяжении нескольких месяцев.

Предупреждение для жильцов

Имеют ли право отключать воду за неуплату?

Коммунальщики имеют право ограничить собственников в доступе к услугам ЖКХ только в рамках законодательства. Сфера жилищно-коммунального хозяйства регулируется Постановлением Правительства №354 от 06.05.2011.

За неуплату коммунальных услуг поставщики могут лишить жильцов возможности пользоваться не только газом, отоплением, но и горячей и холодной водой. Если это произошло не по закону, то можно смело подать жалобу на УК.

Ограничение или полный запрет на доступ к ЖКУ возможен только после предварительного уведомления собственников. Без предупреждения управляющая компания не имеет права ограничить жильцов в потреблении воды, даже если задолженность сохраняется на протяжении 3 и более месяцев.

По законодательству, из-за долгов УК отключение холодного и горячего водоснабжения возможно как в частном доме, так и в квартире. Поводом для принятия жестких мер взыскания к должникам в виде полного ограничения к водоснабжению является задолженность на протяжении 3-х и более месяцев. Но уведомление об отключении воды компания может присылать с 1-го месяца неоплаты.

Законом разрешено плановое отключение на время профилактического ремонта. При этом УК обязана уведомить жильцов за 3 дня до планового ограничения.

Например, в Балашихе за 40 дней до ограничения водоснабжения появилась информация на городском портале об отключении горячей воды.

Запрещено ограничивать доступ к ЖКХ за долги соседей в многоквартирном доме. Жильцов так же не могут лишать водоснабжения, если компания задолжала другому поставщику.

Пример: в Пушкино (Московская область) ОАО «Пушкинская теплосеть» отключила горячую воду из-за задолженности перед «Газпромом». Без водоснабжения остались даже те жильцы, которые исправно вносили оплату.

Как узнать, почему отключили холодную или горячую воду?

уведомление об отключении воды
Единственной причиной, по которой коммунальщики могут лишить жильцов пользоваться горячим и/или холодным водоснабжением на длительный срок, является задолженность за неуплату коммунальных услуг.

До отключения управляющая компания обязана предупредить жильцов о необходимости внести оплату. Сумма долга и сроки погашения обязательств указываются в уведомлении. Оно представляет собой документ, в котором прописаны претензии УК к собственнику жилья.

Образец уведомления (предупреждения) включает в себя:

  • название юридического лица;
  • обоснование претензии. В документе указывается термин «Уведомление» или «Предупреждение», описываются причины обращения к должнику: необходимость погасить обязательства, сумма и сроки внесения средств, последствия за отказ выполнить требования;
  • подпись уполномоченного лица и печать организации.

образец

Если пользователь не получал уведомления и не в курсе, по какой причине ограничили доступ к водоснабжению, он должен обратиться за разъяснением в управляющую компанию. Допускается отправить уведомление по электронной почте или позвонить по телефону горячей линии: данные указаны на квитанции ЖКУ. Подробнее о последствиях, требованиях поставщика клиент может узнать при визите в УК или в Личном кабинете абонента (при наличии сайта компании).

Как происходит отключение воды за неуплату?

нет горячей воды

Отключение подачи воды за неуплату долгов происходит в несколько этапов:

  1. УК извещает собственника о задолженности по квитанциям. Основанием является систематическая неоплата в течение 3 и более месяцев, или частичное погашение.
  2. Пользователь получает извещение от коммунальщиков. В случае, если собственник игнорирует условия УК в течение 30 дней с момента получения предупреждения (отказывается от оплаты долгов в срок или не полностью выполняет финансовые обязательства), поставщик присылает повторное уведомление через 3 дня.
  3. При невыполнении требований после второго предупреждения жильцу приходит акт об отключении воды. В документе УК прописывает дату и срок ограничения, меры для возобновления услуги. До получения акта доступ к водоснабжению блокируется на 30 суток.
  4. Если средства не поступили на счет УК в течение указанного периода, происходит отключение горячей воды за неуплату.

Что делать, если незаконно отключили подачу воды?

За долги отключить воду могут как в частном доме, так и в отдельной квартире. Но в некоторых случаях действия УК могут быть незаконными. Если собственник исправно оплачивал счета ЖКУ, соблюдал санитарно-гигиенические нормы, компания не может лишить его доступа к водоснабжению более 24 часов.

Необоснованным так же считается ограничение в потреблении воды при отказе от взноса в СНТ (садово-некоммерческом товариществе). Если действия УК носят незаконный характер, жильцы имеют право:

  • обратиться с претензией в управляющую компанию (скачать образец претензии);
  • написать жалобу в Роспотребнадзор;
  • оставить заявление в прокуратуре или иск в суде.

В первом случае жалоба будет рассмотрена руководством ЖКУ. Если отключили горячую воду за долги без предупреждения, клиенту полагается возмещение ущерба.

Как привлечь поставщика к ответственности за неправомерное отключение?

При необоснованных действиях коммунальщиков могут привлечь к административному или уголовному наказанию. Для этого собственник должен:

  1. Обратиться в компанию с заявлением.
  2. Подтвердить незаконность действий УК. В качестве доводов можно привести фото или видео противоправных деяний, отзывы соседей, последствия причинения ущерба.
  3. После рассмотрения заявления, если собственник прав, УК обязана восстановить доступ к водоснабжению и произвести перерасчет. Если этого не произошло по истечении 3 и более дней, жалобу следует направить в прокуратуру или Роспотребнадзор.

При причинении материального или морального ущерба жильцы могут обратиться с иском в суд. В случае удовлетворения требований истца компанию могут привлечь к штрафу до 200 000 рублей.

Как написать претензию или жалобу на управляющую компанию?

Претензия на действия поставщика услуги составляется на имя руководителя организации в двух экземплярах. Один, подписанный уполномоченным сотрудником УК, остается у клиента, второй передается в орган ЖКХ.

Жалоба должна включать в себя (скачать пример):

  1. Название юридического лица и имя директора (к кому направлено обращение).
  2. Обоснование претензии. Плательщик высказывает, с чем связано недовольство деятельностью органа ЖКУ, приводит аргументы, ссылаясь на законодательство РФ. Рекомендуется приложить справки (чеки об оплате, например), подтверждающие противоправные действия коммунальщиков.
  3. Требования собственника: восстановление доступа к водоснабжению, возмещение ущерба, перерасчет.
  4. Дату и подпись заявителя.

Если на требования плательщика УК ответила отказом, копия заявления направляется в Роспотребнадзор или прокуратуру, с приложением решения поставщика.

Получите бесплатную юридическую консультацию