Как без проблем зарегистрировать дом на садовом участке

Чтобы зарегистрировать дом на дачном участке в 2017 и 2018 годах необходимо соблюдать новые правила и требования Федерального закона № 218-ФЗ. Данный нормативный правовой акт совместил процедуру государственной регистрации с кадастровым учетом, а с марта 2018 года будут запрещены любые сделки с недвижимостью, не поставленной на учет в органах Росреестра.

Оператор Алиса Юрист
Дорогие читатели! В наших статьях рассматриваются типовые ситуации решения юридических вопросов, но каждая проблема уникальна. Поэтому, если нужна БЕСПЛАТНАЯ консультация с юристом - звоните по телефону: +7 (499) 653-60-72 доб 946 (Москва и МО) +7 (812) 426-14-07 доб 651 (СПБ и Ленинградская обл.)

Как зарегистрировать дом в собственность

Оформление прав собственности в отношении вновь возведенного жилого сооружения происходит по правилам, регламентированным Федеральным законом № 218-ФЗ.

Садовый дом в собственность

Зарегистрировать дом на дачном участке в 2017 году можно с учетом следующих нюансов:

  • если для оформления прав используется программа дачной амнистии (она продлена до 2018 года), то подтверждение технических характеристик строения будет осуществляться не путем заполнения декларации, а на основании технического плана;
  • если ранее действовавшую декларацию на объект мог заполнить сам правообладатель, то для получения технического плана нужно воспользоваться услугами кадастрового инженера;
  • регистрация прав будет невозможна без одновременной постановки недвижимости на учет в кадастровых органах Росреестра.

Для оформления права собственности на жилое сооружение необходимо сразу после постройки жилого дома обратиться к кадастровому специалисту.

Получение технического плана на вновь возведенное здание будет осуществляться с одновременным установлением и согласованием границ земельного надела под домом.

Чтобы получить изготовленный техплан, нужно выполнить следующие действия и формальности:

  • обратиться к кадастровому специалисту и подписать подрядный договор;
  • представить инженеру правоустанавливающие документы на земельный участок, выделенный под частное строительство или иные цели;
  • представить техническую документацию на возведенное сооружение и хозяйственные постройки;
  • обеспечить этому специалисту беспрепятственный доступ к земельному наделу и построенному дому для выполнения межевых и кадастровых работ;
  • после завершения работ подписать итоговый акт и получить изготовленный техплан на дом и межевой план на землю.

Для регистрации права гражданина на участок земли кадастровым специалистом будет выдан межевой план, а регистрационные действия будут осуществляться одновременно с постановкой на учет включением сведений в реестр в ЕГРН.

Где можно зарегистрировать жилое сооружение? Регистрацией права собственности на построенный дом на участке занимаются уполномоченные учреждения Росреестра, а подать документы можно и через Многофункциональный центр.

Самостоятельно зарегистрировать дом также можно путем подачи электронного заявления через портал госуслуг.

Как зарегистрировать два дома на одном участке земли

Для оформления права собственности на второе жилое сооружение на едином участке земли правообладателю потребуется провести аналогичные действия по изготовлению технического плана через соответствующего специалиста.

При этом нужно учитывать, что регистрация права собственности на второй возведенный объект возможна только при оформлении двух разных техпланов на каждый из объектов недвижимости.

Кадастровым инженером будет осуществляться обследование и формирование технических параметров обоих зданий, расположенных на одном участке земли.

При этом обязательно учитываются требования строительных норм, регламентов и правил, в том числе противопожарные правила о минимальных расстояниях между зданиями и иными постройками.

Права собственности на вторую жилую постройку на земельном участке будут внесены в реестр ЕГРН в виде самостоятельных сведений.

При этом правообладатель получит на руки две самостоятельных выписки из госреестра, после чего может осуществляться распоряжение отдельно для каждого строения.

Нужно учитывать, что участок земли должен быть также оформлен в виде самостоятельной единицы учета под каждым жилым строением.

Оформляем дом на садовом участке

Чтобы оформить новый дом на садовом участке, нужно воспользоваться правилами программы дачной амнистии, которая позволяет регистрировать в упрощенном порядке постройки на указанных видах земельных наделов.

дачная амнистия

До декабря 2016 года существовала возможность государственной регистрации домов, расположенных на площади земельных участков СНТ только на основании декларации на объект.

Теперь это правило отменено, для строений на участках СНТ также требуется оформить технический план.

При оформлении прав на строения, расположенные на участке ЛПХ или СНТ, нужно учитывать следующие нюансы:

  • наличие жилой постройки на земельном участке, предоставленном для садоводства или огородничества, не должно нарушать законных прав и интересов владельцев смежных наделов, иначе право собственности не будет надлежащим образом зарегистрировано;
  • регистрация права собственности на построенный жилой дом на территориях СНТ также будет осуществляться в учреждениях Росреестра или Многофункциональном центре;
  • после госрегистрации построенного дома на земельном участке СНТ сведения о недвижимости будут включены в реестр ЕГРН, даже если все остальные наделы некоммерческого партнерства по-прежнему будут оставаться неоформленными.

Чтобы проверить, зарегистрирован ли дом на участке, правообладателю в любой момент можно заказать выписку из госреестра ЕГРН или получить информацию онлайн через Публичную кадастровую карту.

Как узаконить построенный дом на участке

Отдельные нюансы существуют для регистрационных и кадастровых действий в отношении строений, возведенных без получения надлежащей разрешительной документации.

Для регистрации права собственности на самовольно возведенную постройку можно воспользоваться следующими способами:

  • обратиться в орган местной власти для согласования самовольного строения;
  • при отказе местной администрации согласовать указанную самовольную постройку, можно подготовить комплект технической документации на сооружение и обратиться в судебные органы для подтверждения права собственности.

Чтобы провести регистрацию самовольно построенного объекта на земельном участке, гражданину потребуется соблюсти правила и требования градостроительного законодательства.

Для этого необходимо воспользоваться услугами кадастрового специалиста, провести необходимые обмеры и обследования, после чего получить на руки всю необходимую документацию.

В каком случае местный орган власти может отказать в согласовании самовольной постройки?

Отказ может последовать не только в случае, если при возведении не соблюдены строительные нормы и правила, но и при нарушении целевого назначения и разрешенного вида использования земельного участка.

Изменить целевое назначение земли практически невозможно, поэтому такую причину отказа будет крайне сложно оспорить даже в судебном порядке.

Регистрация дома на участке ИЖС

Оформить построенный новый объект недвижимости на земельном участке ИЖС также можно по правилам, регламентированным Федеральным законом № 218-ФЗ и Земельным кодексом РФ.

Первым этапом это процедуры станет получение участка земли для ИЖС и фактическое возведение здания.

При выдаче земли для строительства частного дома устанавливается конкретный срок, в течение которого нужно выполнить все строительные работы.

Если возмещение здания не укладывается в этот срок, его нужно заблаговременно продлить, чтобы избежать сложностей при оформлении прав на готовый объект.

Алгоритм действий для оформления прав на частный дом и участок земли ИЖС аналогичен процедуре регистрации и учета иных объектов.

Перечень документов

Для регистрации гражданин должен представить в территориальное учреждение Росреестра или МФЦ следующий комплект документации:

  • заявление о постановке на учет и проведение учета в Росреестре;
  • разрешительная документация на строительство (распорядительный акт местного властного органа);
  • документ о законном предоставлении земельного надела под ИЖС из муниципального фонда;
  • акт ввода объекта в эксплуатацию, если это требовалось по условиям выдачи разрешительной документации;
  • межевой план на земельный надел ИЖС;
  • технический план на возведенный жилой объект недвижимости;
  • справка БТИ о технических характеристиках и инвентаризационной стоимости объекта (нужна при постановке на учет и регистрации сооружения, построенного до 2013 года);
  • общегражданский паспорт заявителя;
  • платежный документ, подтверждающий уплату госпошлины за совершение регистрационных действий.

До декабря 2016 года по итогам регистрации выдавался кадастровый паспорт. После принятия Федерального закона № 218-ФЗ данный документ утратил юридическую силу, а вместо него уполномоченными учреждениями выдается выписка из госреестра ЕГРН.

Оформление земли, предоставленной для ИЖС, осуществляется без проведения аукциона, как это требуется в иных случаях.

Чтобы получить возможность воспользоваться таким преимуществом, нужно подтвердить соответствие возведенного объекта условиям разрешения на строительство.

Таким образом, несмотря на отдельные нюансы, оформление права собственности на возведенные жилые дома на различных видах земельных наделов будет осуществляться по стандартным правилам.

Отдельные особенности предусмотрены только для согласования самовольных построек.

Получите бесплатную юридическую консультацию